Комментарий к статье 235
1. Преступление, предусмотренное настоящей статьей, посягает на здоровье
населения и порядок регулирования частной медицинской и фармацевтической деятельности.
Ранее в УК РСФСР содержалась норма о незаконном врачевании, под которым понималось
занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского
образования. Теперь с введением порядка лицензирования медицинской и фармацевтической
деятельности именно лицензия стала документом, дающим право на занятие ею,
с чем и связано введение ответственности за комментируемое преступление.
2. Незаконность занятия частной медицинской практикой или частной фармацевтической
деятельностью означает, что лицо не имеет лицензии на выбранный вид деятельности.
Общее требование о необходимости иметь лицензии на медицинскую и фармацевтическую
деятельность содержится в ст. 15 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья
граждан" (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1318). Это требование распространяется
на предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и
частной систем здравоохранения. В соответствии с постановлением Правительства
РФ от 24 декабря 1994 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" органом,
уполномоченным на ведение лицензионной деятельности и разработку проектов
положений о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, является
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (СЗ РФ, 1995,
N 1, ст. 69). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено
постановлением Правительства РФ от 25 марта 1995 г. N 350 (СЗ РФ, 1996, N
14, ст. 1455). В соответствии с этим Положением лицензия является официальным
документом, разрешающим осуществление указанного в ней вида медицинской деятельности
в течение установленного срока, и определяет обязательные для исполнения требования
(условия) его осуществления. Лицензированию подлежит медицинская деятельность,
осуществляемая юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы,
а также физическими лицами без образования юридического лица. Перечень видов
медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, устанавливается Минздравмедпромом
РФ, а лицензирование медицинской деятельности осуществляется органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Для фармацевтической деятельности, помимо вышеназванных Основ законодательства
РФ "Об охране здоровья граждан" и постановления Правительства РФ от 24 апреля
1994 г., действуют Инструкция о порядке лицензирования фармацевтической деятельности
аптечных учреждений и аптечных предприятий в Российской Федерации, утвержденная
Министерством здравоохранения РФ 14 декабря 1992 г. (Бюллетень нормативных
актов министерств и ведомств РФ, 1993, N 3), и ряд приказов Минздравмедпрома
РФ. Инструкция запрещает деятельность аптечного учреждения вне зависимости
от организационно-правовой формы и формы собственности без наличия государственной
лицензии. Лицензирование осуществляется лицензионными комиссиями, создаваемыми
органами исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской
Федерации. Лицензированию подвергаются все виды фармацевтической деятельности,
в том числе изготовление всех видов лекарственных форм по рецептам врачей
и требованиям лечебно-профилактических учреждений, получение, хранение, организация,
доставка, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в
аптечные и лечебно-профилактические учреждения, реализация населению и лечебно-профилактическим
учреждениям как изготовленных в аптеках, так и готовых лекарственных средств
и изделий медицинского назначения, разрешенных к применению в Российской Федерации,
и др. Лицензирование аптечных учреждений проводится при открытии новых таких
учреждений, изменении их организационно-правовой формы и формы собственности,
окончании срока действия выданной ранее лицензии.
3. По смыслу комментируемой статьи незаконным будет не только занятие
частной практикой либо фармацевтической деятельностью без получения лицензии,
но и продолжение такой деятельности после окончания срока выданной лицензии
либо изменение вида деятельности по сравнению с указанным в лицензии без изменения
самой лицензии.
4. Ответственность за комментируемое преступление наступает в случае
причинения вреда здоровью хотя бы одного человека. При этом вред может быть
любой тяжести. Должна быть установлена также причинная связь между незаконным
занятием частной медицинской или фармацевтической деятельностью и причиненным
вредом.
5. С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной
формой вины по отношению к последствиям, предусмотренным как ч. 1, так и ч.
2 комментируемой статьи.
6. Субъект у комментируемого преступления специальный - лицо, занимающееся
частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью без лицензии
на избранный вид деятельности.
7. Доказанность прямого умысла по отношению к вреду, причиненному здоровью
человека, либо к его смерти должна влечь ответственность за соответствующее
преступление против жизни и здоровья (гл. 16 настоящего Кодекса).
