Комментарий к статье 235


     1. Преступление, предусмотренное настоящей статьей, посягает на здоровье 
населения и порядок регулирования частной медицинской и фармацевтической деятельности. 
Ранее в УК РСФСР содержалась норма о незаконном врачевании, под которым понималось 
занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского 
образования. Теперь с введением порядка лицензирования медицинской и фармацевтической 
деятельности именно лицензия стала документом, дающим право на занятие ею, 
с чем и связано введение ответственности за комментируемое преступление.
     2. Незаконность занятия частной медицинской практикой или частной фармацевтической 
деятельностью означает, что лицо не имеет лицензии на выбранный вид деятельности. 
Общее требование о необходимости иметь лицензии на медицинскую и фармацевтическую 
деятельность содержится в ст. 15 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья 
граждан" (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1318). Это требование распространяется 
на предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и 
частной систем здравоохранения. В соответствии с постановлением Правительства 
РФ от 24 декабря 1994 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" органом, 
уполномоченным на ведение лицензионной деятельности и разработку проектов 
положений о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, является 
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (СЗ РФ, 1995, 
N 1, ст. 69). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено 
постановлением Правительства РФ от 25 марта 1995 г. N 350 (СЗ РФ, 1996, N 
14, ст. 1455). В соответствии с этим Положением лицензия является официальным 
документом, разрешающим осуществление указанного в ней вида медицинской деятельности 
в течение установленного срока, и определяет обязательные для исполнения требования 
(условия) его осуществления. Лицензированию подлежит медицинская деятельность, 
осуществляемая юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, 
а также физическими лицами без образования юридического лица. Перечень видов 
медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, устанавливается Минздравмедпромом 
РФ, а лицензирование медицинской деятельности осуществляется органами исполнительной 
власти субъектов Российской Федерации.
     Для фармацевтической деятельности, помимо вышеназванных Основ законодательства 
РФ "Об охране здоровья граждан" и постановления Правительства РФ от 24 апреля 
1994 г., действуют Инструкция о порядке лицензирования фармацевтической деятельности 
аптечных учреждений и аптечных предприятий в Российской Федерации, утвержденная 
Министерством здравоохранения РФ 14 декабря 1992 г. (Бюллетень нормативных 
актов министерств и ведомств РФ, 1993, N 3), и ряд приказов Минздравмедпрома 
РФ. Инструкция запрещает деятельность аптечного учреждения вне зависимости 
от организационно-правовой формы и формы собственности без наличия государственной 
лицензии. Лицензирование осуществляется лицензионными комиссиями, создаваемыми 
органами исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской 
Федерации. Лицензированию подвергаются все виды фармацевтической деятельности, 
в том числе изготовление всех видов лекарственных форм по рецептам врачей 
и требованиям лечебно-профилактических учреждений, получение, хранение, организация, 
доставка, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 
аптечные и лечебно-профилактические учреждения, реализация населению и лечебно-профилактическим 
учреждениям как изготовленных в аптеках, так и готовых лекарственных средств 
и изделий медицинского назначения, разрешенных к применению в Российской Федерации, 
и др. Лицензирование аптечных учреждений проводится при открытии новых таких 
учреждений, изменении их организационно-правовой формы и формы собственности, 
окончании срока действия выданной ранее лицензии.
     3. По смыслу комментируемой статьи незаконным будет не только занятие 
частной практикой либо фармацевтической деятельностью без получения лицензии, 
но и продолжение такой деятельности после окончания срока выданной лицензии 
либо изменение вида деятельности по сравнению с указанным в лицензии без изменения 
самой лицензии.
     4. Ответственность за комментируемое преступление наступает в случае 
причинения вреда здоровью хотя бы одного человека. При этом вред может быть 
любой тяжести. Должна быть установлена также причинная связь между незаконным 
занятием частной медицинской или фармацевтической деятельностью и причиненным 
вредом.
     5. С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной 
формой вины по отношению к последствиям, предусмотренным как ч. 1, так и ч. 
2 комментируемой статьи.
     6. Субъект у комментируемого преступления специальный - лицо, занимающееся 
частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью без лицензии 
на избранный вид деятельности.
     7. Доказанность прямого умысла по отношению к вреду, причиненному здоровью 
человека, либо к его смерти должна влечь ответственность за соответствующее 
преступление против жизни и здоровья (гл. 16 настоящего Кодекса).
Hosted by uCoz